| Главная | | Новости спорта | | Новоград-Волынский | | Радио |


Меню
  • Главная
  • Новоград-Волынский
  • Новости в мире
  • Оранжевая Революция
  • Оружие



  • Спорт
  • Виталий Кличко
  • Эльбрус Тедеев
  • Новости спорта
  • Новости Бокса
  • Вольная борьба
  • Классическая борьба



  • Скачать
  • Бесплатные программы



  • Развлечения
  • Фотогалерея
  • Анекдоты
  • Радио
  • Ссылки
  • Гостевая книга
  • E-mail



  • Александр Карелин Николай Балбошин Анатолий Рощин

    Классическая борьба

    Михаил Мамиашвили: первый тренер

    Борец классического стиля Михаил Ма-миамшили за год с небольшим до Олимпиады-88 был тяжело травмирован, и казалось, что у него нет никаких надежд на быстрое восстановление. Но он совершил почти невозможное, в блестящем стиле выиграв золотую олимпийскую медаль в Сеуле.
    Михаил Мамиашвили рассказывает:
    Вначале я тренировался трижды в неделю по одному разу в день, затем начал заниматься трижды в день по шесть дней в неделю. В воскресенье -сауна - тоже хорошие полтора часа! Мне в метро старушки место уступали: «Садись, сынок, отдохни!» Часто одолевали сомнения: чего так мучаюсь, не напрасно ли все это?
    Через несколько лет выяснилось -не напрасно. За 1983 год Михаил Мамиашвили добился поразительных результатов: выиграл Всесоюзные юношеские игры, чемпионат мира среди юниоров, VIII Спартакиаду народов СССР и на «десерт» - чемпионат мира, но уже не юниорский, а вполне даже взрослый.
    Ни один и мировых авторитетов в категории до 74 кг не устоял перед Мамиашвили, а ведь среди них были и многократные мировые и олимпийские чемпионы.
    Борцом он стал в своем родном Коно-топе - в секции тренера Анатолия Ефремова. Причем не последнюю роль в этом сыграл его отец Герат Мамиаш-вили. Выросший в грузинской селении Хашури, он знал толк в борьбе. Но так случилось, что большую часть жизни он прожил далеко от родины. Действительную армейскую службу проходил в Ка-1ахстане. Там встретил украинскую девушку Веру Кривун, приехавшую по комсомольской путевке на целину. Они поженились, и Вера привезла мужа в Конотоп. В этой грузино-украинской семье выросли три сына...

    Михаил Мамиашвили вспоминает: Сколько я знаю моего отца, он всегда был сильным человеком. Во дворе нашего дома стоит турник, отец его соорудил сразу же, как в Конотоп приехал Есть у нас несколько гирь. Отцу за пятьдесят, он десять раз на турнике легко с «уголком» подтягивается.

    В молодости он чидаобой занимался - грузинской национальной борьбой. Первый мой и моих братьев тренер наш отек. Когда я подрос, побывал на родине отца Хашури. Двадцать лет прошло, а люди моего отца помнят. Говорили, что бороться с ним было трудно, очень сильным был.

    В нашем дворе всегда 10—15 соседских ребят находились: кто на турнике занимается, кто гирю пытается поднять. Мама, устав от наших криков, спрашивала, будет ли когда-нибудь тихо в нашем доме? А отец никогда не раздражался. Он считал: чем больше друзей у его сыновей - тем лучше...
    Вот таким было детство будущею чемпиона чира. Активным, я бы сказал. Особая пора пришла в жизнь Миши Ма-миашвилм. когда он начал заниматься классическом борьбой у Анатолия Семеновича Ефремова. Малюсенький зал, низкий потолок и огромное желание тренера научить мальчишек всему, что он знал и умел.
    В 17 лет Михаил уже был мастером спорта, став призером первенства Москвы среди взрослых. Ну а потом...
    Несколько лет тому назад в сборной страны по классической борьбе стремительно возросло представительство «Трудовых резервов». Подобное стало возможным, потому что общество очень профессионально организовало работу с юными борцами, создав опорный центр в Москве, В этом центре и взялись по-настоящему за Мамиашвили, повысив его тренировочные нагрузки до фантастических пределов. И Мамиашвили выстоял. При всех его изумительных данных - громадном таланте, выносливости и абсолютной смелости - он трудяга, пахарь, каких свет не видывал.
    Именно этим прежде всего объясняется то, что, перейдя в категорию до 82 кг, Михаил и здесь стал первым чемпионом СССР, Европы, мира и Олимпийских игр в Сеуле. В 1986 и 1988 годах он был назван лучшим в мире борцом. Мамиашвили единственный, кто дважды удостаивался этого почетного звания.

    ЭХ ТЫ, УДАЛЬ МОЛОДЕЦКАЯ!
    Исстари состязания, выявляющие наиболее сильного, техничного, умелого единоборца, пользовались огромным интересом. Разнообразны виды борьбы у народов Советского Союза. В большинстве своем их весовые категории, правила, приемы напоминают классическую и вольную борьбу, а чистая победа присуждается за проведение приема, в результате которого соперник коснулся лопатками ковра. В остальном же национальные виды борьбы отличаются друг от друга, как речь наших народов.
    В Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье Украины распространено состязание «Бука тянуть» (бук тянуть). Часто в поединках использовалась прочная палка из бука, растущего в тех местах. Отсюда пошло и название. Смысл сос-тязания в том, чтобы в положении сидя, упираясь подошвами ног друг в друга и держась руками за палку, перетянуть соперника на свою сторону.Особенно ценится умение не только оторвать соперника от земли, но и сильным рывком перебросить его через себя.
    В районах Узбекистана и Киргизии популярна борьба оодарыш. Борцы вер-хом на лошадях должны стащить или повалить своего соперника с лошади (при условии, если тот коснулся какой- то частью тела земли).
    Особое, ни с чем не сравнимое впечатление производят национальные виды борьбы, культивируемые в Сибири и на Дальнем Востоке. Схватке обязательно предшествует освященный веками ритуал. Например, перед началом поединка в тувинской борбе хуреш богатыри исполняют танец орла. Так уж было заведено исстари: прежде чем помериться силой и ловкостью, нужно было показать себя в танце. Победители получают древние, как сам хуреш, почетные титулы: начын (сокол), арзылан (лев), чаан (слон).
    Национальная борьба всегда занимала особое место в жизни нивхов — она входила составной частью в программу традиционного «медвежьего праздника» этого народа. До наших дней «Выскть» (таково название нивхской борьбы) дошла с определенными правилами, которые отличаются не только спецификой применения технических приемов, но и определения победителя схватки. Практикуются два варианта. Сахалинские нивхи больше отдают предпочтение борьбе, в которой соперника надо положить на лопатки или, приподняв вверх, бросить и снег. У нижнеамурских нивхов главная задача — свалить партнера с ног, проявив сноровку, ловкость, устойчивость в ногах и т. д. Выработка этих качеств особенно необходима в столь трудном и опасном для них охотничьем промысле.
    Любят борьбу и в суровой Якутии. В программу любых массовых соревнований обязательно входит якутская борьба хапсагай, В переводе на русский язык это слово означает «ловкость». Только тот, кто ловок и, конечно, не обижен силой, может рассчитывать на успех в состязаниях.
    Якутский республиканский совет ДСО «Урожай» регулярно проводит соревнования на приз имени Василии Манчары, легендарного героя Якутии, воспетого в народных сказаниях. По преданию, он всегда защищал бедняков от их притеснителей-богачей, причем часто победу над ними одерживал благодаря использованию приемов хапсагая.
    Широко представлены национальные виды борьбы в Закавказье. В Грузии, например, трудно найти молодого человека, который не был бы знаком с чидао-бой.
    В Молдавии широко распространена трыньтэ — схватка двоих. Истоки ее уходят в далекое прошлое. В древних
    сказаниях, балладах народ воспевал бо гатырей, олицетворявших мужество, ге роизм, силу и красоту. В памяти люд ской живы легендарные герои граждан ской войны Сергей Лаю, Григорий Ко товский, которые регулярно занимались трыньтэ. Прежде чем принять бойца в конную бригаду. Г, И. Котовский лично испытывал его в борцовском поединке.
    Соревнования по борьбе трыньтэ и сегодня сохраняют традиции народных праздников. Спортсмены выступают в тапочках и брюках темною цвета, под поясанных красным поясом. Схватки сопровождаются народными мело днями.
    У татар, башкир и некоторых других народностей Поволжья и Урала с давних времен существует традиция в начале весны устраивать сабантуй — своеобраз ный праздник с песнями, плясками, массовыми состязаниями в силе, лов кости и выносливости. Наибольшее число участников и зрителей, как правило, собирает курэш - - татаро-башкирская борьба на кушаках и полотенцах. Побе дителей награждают почетными приза ми, а самому сильному батыру препод носят живого барана. В составе судей ского жюрн на соревнованиях обязатель но присутствует один из прославленных ветеранов курэша.
    Вполне понятно, что правила проведе ния борцовских поединков, скажем, в казахской казакша курес и таджикской гуштингири (а она упоминается еще в трудах известного врача и просветителя Древнего Востока Авиценны) имеют определенные отличия. Для того чтобы спортсмены - представители респуб лик - участниц региональною пер венства могли встретиться на спортивной арене, были разработаны общие, унифи цированные правила соревнований.
    Большинство национальных видов спорта взаимно дополняют и обогащают друг друга. Советский Союз — родина увлекательной и мужественной борьбы самбо, в основе которой лежат элементы грузинской чидаобы, молдавской трынь тэ, армянского коха и др. И в этом совре менном виде борьбы воплощены древние традиции, нашли отражение мужество, сила и мастерство тех, кого в народе называют богатырями, джигитами, пехлеванами, батырами.


    ГЕРОИ ОЛИМПИАДЫ
    Наши борцы классического стиля выиг рали в Сеуле четыре золотые медали, Кроме Мамиашвили чемпионами стали Камандар Маджидов из Минска, Левон Джулфалакян из Ленинакана и Алек сандр Карелин из Новосибирска. Сереб ряным призером стал Даулет Турлыха нов из Алма-Аты, бронзовым - Влади мир Попов из Омска.
    Четыре золотые медали на счету бор цов вольной борьбы Сергея Белогла зова нз Киева, Арсена Фадзаева и Ма харбека Хадарцева из Ташкента, Давида Гобеджишвили из Тбилиси. Серебря ными призерами стали Степан Сарки сян из Кировакана, Адлан Вараев из Грозного, Лири Хабелов из Тбилиси, Сергей Карамчаков из Красноярска и Владимир Тогузов из Орджоникидзе завоевали бронзовые медали.



    Сайт управляется системой uCoz