|
|
Классическая борьба
Михаил Мамиашвили: первый тренер |
Борец классического стиля Михаил Ма-миамшили за год с небольшим до Олимпиады-88 был тяжело травмирован, и казалось, что у него нет никаких надежд на быстрое восстановление. Но он совершил почти невозможное, в блестящем стиле выиграв золотую олимпийскую медаль в Сеуле.
Михаил Мамиашвили рассказывает:
Вначале я тренировался трижды в неделю по одному разу в день, затем начал заниматься трижды в день по шесть дней в неделю. В воскресенье -сауна - тоже хорошие полтора часа! Мне в метро старушки место уступали: «Садись, сынок, отдохни!» Часто одолевали сомнения: чего так мучаюсь, не напрасно ли все это?
Через несколько лет выяснилось -не напрасно. За 1983 год Михаил Мамиашвили добился поразительных результатов: выиграл Всесоюзные юношеские игры, чемпионат мира среди юниоров, VIII Спартакиаду народов СССР и на «десерт» - чемпионат мира, но уже не юниорский, а вполне даже взрослый.
Ни один и мировых авторитетов в категории до 74 кг не устоял перед Мамиашвили, а ведь среди них были и многократные мировые и олимпийские чемпионы.
Борцом он стал в своем родном Коно-топе - в секции тренера Анатолия Ефремова. Причем не последнюю роль в этом сыграл его отец Герат Мамиаш-вили. Выросший в грузинской селении Хашури, он знал толк в борьбе. Но так случилось, что большую часть жизни он прожил далеко от родины. Действительную армейскую службу проходил в Ка-1ахстане. Там встретил украинскую девушку Веру Кривун, приехавшую по комсомольской путевке на целину. Они поженились, и Вера привезла мужа в Конотоп. В этой грузино-украинской семье выросли три сына...
Михаил Мамиашвили вспоминает: Сколько я знаю моего отца, он всегда был сильным человеком. Во дворе нашего дома стоит турник, отец его соорудил сразу же, как в Конотоп приехал Есть у нас несколько гирь. Отцу за пятьдесят, он десять раз на турнике легко с «уголком» подтягивается.
В молодости он чидаобой занимался - грузинской национальной борьбой. Первый мой и моих братьев тренер наш отек. Когда я подрос, побывал на родине отца Хашури. Двадцать лет прошло, а люди моего отца помнят. Говорили, что бороться с ним было трудно, очень сильным был.
В нашем дворе всегда 10—15 соседских ребят находились: кто на турнике занимается, кто гирю пытается поднять. Мама, устав от наших криков, спрашивала, будет ли когда-нибудь тихо в нашем доме? А отец никогда не раздражался. Он считал: чем больше друзей у его сыновей - тем лучше...
Вот таким было детство будущею чемпиона чира. Активным, я бы сказал. Особая пора пришла в жизнь Миши Ма-миашвилм. когда он начал заниматься классическом борьбой у Анатолия Семеновича Ефремова. Малюсенький зал, низкий потолок и огромное желание тренера научить мальчишек всему, что он знал и умел.
В 17 лет Михаил уже был мастером спорта, став призером первенства Москвы среди взрослых. Ну а потом...
Несколько лет тому назад в сборной страны по классической борьбе стремительно возросло представительство «Трудовых резервов». Подобное стало возможным, потому что общество очень профессионально организовало работу с юными борцами, создав опорный центр в Москве, В этом центре и взялись по-настоящему за Мамиашвили, повысив его тренировочные нагрузки до фантастических пределов. И Мамиашвили выстоял. При всех его изумительных данных - громадном таланте, выносливости и абсолютной смелости - он трудяга, пахарь, каких свет не видывал.
Именно этим прежде всего объясняется то, что, перейдя в категорию до 82 кг, Михаил и здесь стал первым чемпионом СССР, Европы, мира и Олимпийских игр в Сеуле. В 1986 и 1988 годах он был назван лучшим в мире борцом. Мамиашвили единственный, кто дважды удостаивался этого почетного звания.
ЭХ ТЫ, УДАЛЬ МОЛОДЕЦКАЯ!
Исстари состязания, выявляющие наиболее сильного, техничного, умелого единоборца, пользовались огромным интересом. Разнообразны виды борьбы у народов Советского Союза. В большинстве своем их весовые категории, правила, приемы напоминают классическую и вольную борьбу, а чистая победа присуждается за проведение приема, в результате которого соперник коснулся лопатками ковра. В остальном же национальные виды борьбы отличаются друг от друга, как речь наших народов.
В Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье Украины распространено состязание «Бука тянуть» (бук тянуть). Часто в поединках использовалась прочная палка из бука, растущего в тех местах. Отсюда пошло и название. Смысл сос-тязания в том, чтобы в положении сидя, упираясь подошвами ног друг в друга и держась руками за палку, перетянуть соперника на свою сторону.Особенно ценится умение не только оторвать соперника от земли, но и сильным рывком перебросить его через себя.
В районах Узбекистана и Киргизии популярна борьба оодарыш. Борцы вер-хом на лошадях должны стащить или
повалить своего соперника с лошади (при условии, если тот коснулся какой-
то частью тела земли).
Особое, ни с чем не сравнимое впечатление производят национальные виды борьбы, культивируемые в Сибири и на Дальнем Востоке. Схватке обязательно предшествует освященный веками ритуал. Например, перед началом поединка в тувинской борбе хуреш богатыри исполняют танец орла. Так уж было заведено исстари: прежде чем помериться силой и ловкостью, нужно было показать себя в танце. Победители получают древние, как сам хуреш, почетные титулы: начын (сокол), арзылан (лев), чаан (слон).
Национальная борьба всегда занимала особое место в жизни нивхов — она входила составной частью в программу традиционного «медвежьего праздника» этого народа. До наших дней «Выскть» (таково название нивхской борьбы) дошла с определенными правилами, которые отличаются не только спецификой применения технических приемов, но и определения победителя схватки. Практикуются два варианта. Сахалинские нивхи больше отдают предпочтение борьбе, в которой соперника надо положить на лопатки или, приподняв вверх, бросить и снег. У нижнеамурских нивхов главная задача — свалить партнера с ног, проявив сноровку, ловкость, устойчивость в ногах и т. д. Выработка этих качеств особенно необходима в столь трудном и опасном для них охотничьем промысле.
Любят борьбу и в суровой Якутии. В программу любых массовых соревнований обязательно входит якутская борьба хапсагай, В переводе на русский язык это слово означает «ловкость». Только тот, кто ловок и, конечно, не обижен силой, может рассчитывать на успех в состязаниях.
Якутский республиканский совет ДСО «Урожай» регулярно проводит соревнования на приз имени Василии Манчары, легендарного героя Якутии, воспетого в народных сказаниях. По преданию, он всегда защищал бедняков от их притеснителей-богачей, причем часто победу над ними одерживал благодаря использованию приемов хапсагая.
Широко представлены национальные виды борьбы в Закавказье. В Грузии, например, трудно найти молодого человека, который не был бы знаком с чидао-бой.
В Молдавии широко распространена трыньтэ — схватка двоих. Истоки ее уходят в далекое прошлое. В древних
сказаниях, балладах народ воспевал бо
гатырей, олицетворявших мужество, ге
роизм, силу и красоту. В памяти люд
ской живы легендарные герои граждан
ской войны Сергей Лаю, Григорий Ко
товский, которые регулярно занимались
трыньтэ. Прежде чем принять бойца в
конную бригаду. Г, И. Котовский лично
испытывал его в борцовском поединке.
Соревнования по борьбе трыньтэ и
сегодня сохраняют традиции народных
праздников. Спортсмены выступают в
тапочках и брюках темною цвета, под
поясанных красным поясом. Схватки
сопровождаются народными мело
днями.
У татар, башкир и некоторых других
народностей Поволжья и Урала с давних
времен существует традиция в начале
весны устраивать сабантуй — своеобраз
ный праздник с песнями, плясками,
массовыми состязаниями в силе, лов
кости и выносливости. Наибольшее число
участников и зрителей, как правило,
собирает курэш - - татаро-башкирская
борьба на кушаках и полотенцах. Побе
дителей награждают почетными приза
ми, а самому сильному батыру препод
носят живого барана. В составе судей
ского жюрн на соревнованиях обязатель
но присутствует один из прославленных
ветеранов курэша.
Вполне понятно, что правила проведе
ния борцовских поединков, скажем, в
казахской казакша курес и таджикской
гуштингири (а она упоминается еще в
трудах известного врача и просветителя
Древнего Востока Авиценны) имеют
определенные отличия. Для того чтобы
спортсмены - представители респуб
лик - участниц региональною пер
венства могли встретиться на спортивной
арене, были разработаны общие, унифи
цированные правила соревнований.
Большинство национальных видов
спорта взаимно дополняют и обогащают
друг друга. Советский Союз — родина
увлекательной и мужественной борьбы
самбо, в основе которой лежат элементы
грузинской чидаобы, молдавской трынь
тэ, армянского коха и др. И в этом совре
менном виде борьбы воплощены древние
традиции, нашли отражение мужество,
сила и мастерство тех, кого в народе называют богатырями, джигитами,
пехлеванами, батырами.
ГЕРОИ ОЛИМПИАДЫ
Наши борцы классического стиля выиг
рали в Сеуле четыре золотые медали,
Кроме Мамиашвили чемпионами стали
Камандар Маджидов из Минска, Левон
Джулфалакян из Ленинакана и Алек
сандр Карелин из Новосибирска. Сереб
ряным призером стал Даулет Турлыха
нов из Алма-Аты, бронзовым - Влади
мир Попов из Омска.
Четыре золотые медали на счету бор
цов вольной борьбы Сергея Белогла
зова нз Киева, Арсена Фадзаева и Ма
харбека Хадарцева из Ташкента, Давида
Гобеджишвили из Тбилиси. Серебря
ными призерами стали Степан Сарки
сян из Кировакана, Адлан Вараев из
Грозного, Лири Хабелов из Тбилиси,
Сергей Карамчаков из Красноярска и
Владимир Тогузов из Орджоникидзе
завоевали бронзовые медали.
|
|